НЕ современно, НО своевременно

Центральный блошиный рынок, первый проект Центра «На Стрелке», стартовавший в минувшие выходные на «Красном октябре», собрал неожиданно разнообразную публику и создал удивительную атмосферу, связав культуры, времена и нравы в едином творческом пространстве.

Несколько экспозиционных залов, связанных между собой, но разграниченных по темам, и интересам, превратились в отдельный мир. По мнению организаторов проекта, главное, чего удалось добиться – это совершенно уникальная атмосфера, которая по духу вполне соответствует и европейским блошиным рынкам, и творческим посиделкам талантливых экспериментаторов, и даже детским праздникам. Кстати, именно дети – раскрепощенные и постоянно вовлеченные в какой-нибудь процесс – особенно ярко выглядели в окружении вещей и артефактов, возраст которых сопоставим с возрастом их бабушек и дедушек.

Непосредственно перед входом в новое творческое пространство гостей проекта встречала скульптура шахтера, до этого украшавшая фасад РГГУ, а теперь напоминающая об историчности места, в котором оказались посетители: фабрика «Красный октябрь» сама по себе – «машина времени», преодолевшая путь через несколько поколений, политических систем и удачно вписавшаяся в современный культурный слой. К слову, на всем пространстве блошиного рынка было много таких «эпохальных» точек, позволявших посетителям «нырнуть» в атмосферу одного времени и через несколько минут «вынырнуть» уже совсем в иных условиях.

Можно было перекусить у тележки с каштанами в музыкальном сопровождении бессмертного «Champs Elysees» Джо Дассена, самостоятельно поиграть на старинной шарманке, а также прикоснуться к дамским сумочкам, созданным в середине прошлого века мастерами из Гонконга и Японии. Любители традиционных атрибутов «буржуазной роскоши» пополнили свои коллекции уникальными образцами столового серебра и фарфоровой посуды. Отдельное место на маркете заняли винтажные очки и ювелирные украшения, те самые, в которых щеголяли европейские модницы в середине XX века. И, конечно, посетители смогли увидеть, примерить и купить настоящие костюмы и платья 30-50-х годов, которые в те времена были недостижимым пределом мечтаний соотечественников.

Но и предметы гордости советского производства, причем объективно превосходящие импортные образцы, не могли остаться без собственного места в истории и в творческом пространстве Блошиного маркета: детские игры, куклы, хрусталь и фарфор посетители рассматривали с особенным чувством, какое бывает, когда видишь старые фотографии своей семьи. Наверное, эти вещи сохранили в себе что-то важное, чего сейчас так не хватает людям.

Особую нишу в проекте заняли те творческие силы, которые будут диктовать моду на ближайшие десятилетия – студенты «Британки» и МХПИ. Для них участие в маркете стало своеобразным экзаменом на творческую самостоятельность и состоятельность, который они с блеском выдержали, удачно контрастируя с творчеством своих коллег из ХХ века.